Аллилуиа, 117. И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные от Него благодеяния и

И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные от Него благодеяния и одновременно побуждает к покаянию, поскольку слово исповедайтеся имеет двоякое значение: 1) исповедание грехов и 2) благодарение Господа (Златоуст, Афанасий, Дидим, Евсевий).

1 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Давид часто прославляет исповедание, зная, что в нем дано грешникам величайшее пособие и врачевство против душевных ран; поэтому, согрешив, не впадай в отчаяние, но исповеданием грехов достигай исцеления (Исихий, Златоуст).

2 Да речет убо дом Израилев: яко Благ, яко в век милость Его.

Пророк повелевает начать исповедание Господеви – долгу Израилеву, как первому народу, призванному Евангельской проповедью ко спасению. Под домом израилевым подразумеваются также и все верные Христовы последователи. Давид указывает на величайшее главное благодеяние Божие как причину исповедания: яко благ, яко в век милость Его (Златоуст, Афанасий).

3 Да речет убо дом Ааронь: яко Благ, яко в век милость Его.

Особым призыванием священников показывает, как превосходно священство (Златоуст).

4 Да рекут убо вси боящиися Господа: яко Благ, яко в век милость Его.

Такие люди особенно способны видеть человеколюбие Его и во всем познавать благость Его (Златоуст).

5 От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство.

Видишь ли, как благосердый Отец помогает по одному только бедствию? И одной молитвы достаточно для избавления от бед. Посему и праведник, находившийся в скорби, не о том просит, чтобы ему избавиться от нее, но чтобы великодушно и спокойно перенести ее (Златоуст, Феодорит).

6 Господь мне Помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек.

Это есть малодушие – страшиться подобных себе рабов. Если мы будем лишать себя помощи Божией чрез страх пред людьми – это будет уже ее оскорблением. Бог чтит тебя, предлагая Свою помощь, а ты прибегаешь к человеческим надеждам. Не ищи себе усильно помощи от людей; ибо имеющий надежду на человека скоро падет. Но утверди сердце свое в Господе и не убойся, хотя и потерпишь какое зло: ибо если Бог за нас, то кто против нас? (Рим. 8, 31) (Златоуст, Варсонофий В.).

7 Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя.

Пророк не отмщает и не нападает сам, но предоставляет Богу отмщать врагам. Да и при всяком встречающемся человеку искушении и при всех наносимых врагом помыслах он должен плакать перед благостью Божиею, и она приблизится и поможет ему (Златоуст, старцы Египетского скита).

8 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека.

9 Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи.

Когда видишь наступающие бедствия, не падай духом – это собственно и есть надежда – стать твердо среди опасностей. Бог может и из безвыходных обстоятельств доставить выход. А если кто надеялся на Бога и посрамился, то значит не надеялся как должно, ослабел, не дождался конца, стал малодушествовать (Златоуст).

10 Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им:

11 Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.

Праведника окружают вси языцы: и злые, и сребролюбивые, и гордые, и лицемеры – почитая его общим своим врагом по той причине, что добрая жизнь его обличает их. Но он сопротивляется множеству их именем Христовым – Иисусовой молитвой. Вси языцы обыдоша мя, именно: страстные помыслы, наводимые демонами, и доводы, ими внушаемые. Этих-то мысленных язычников он сокрушает призыванием Бога, искореняя страстные стремления и разрушая хитрые доводы (Исихий, Афанасий).



12 Обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им.

Как пчелы, когда, защищаясь, жалят, вонзив жало, умирают: так и враги своею злобою истребляют самих себя. И как огнь, занявшись в тернии, не продолжается долго, но скоро вместе с веществом погасает: так и они, нападши внезапно, скоро погибают и пропадают (Златоуст).

13 Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя.

Отриновен превратихся пасти (грех так сильно толкнул меня, что я едва не упал) – этим означается нетвердость нашего произволения; и Господь прият мя – а этим означается всегда готовая помощь нам от Господа. Когда все человеческие усилия остаются безнадежными – тогда именно Бог и являет Свою помощь. Так Бог поступает для того, чтобы никто не присвоял себе славы Его (Златоуст, Кассиан, Студит).

14 Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение.

Моя непрестанная песнь, мой постоянный глас – хвала Ему; мое дело – непрестанное прославление Его (Златоуст).

15 Глас радости и спасения в селениих праведных:

16 Десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу.

Если Господь исполнил наши прошения, даровав нам в наставники отцов, то будем остерегаться, как бы леность наша, или слабость, или нерадение, или неверие не разлучили нас с ними. Подумаем о том, что Бог даровал нам не только, чтобы быть под ногами святых, но и то, чтобы быть чадами их и в гласе радости и спасения пребывать в их духовных селениях. Десница Господня сотвори силу, чтобы дать нам крепость шествовать по стопам отцов наших, т.е. последовать их жизни, учению, долготерпению, гонениям, страданиям... которые они претерпели от врага и чувственно, и мысленно (Варсонофий В.).

17 Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.

В том особенно и состоит жизнь, чтобы хвалить Его и всем возвещать чудеса и дела Его. Праведный Судия или наказывает нас здесь за прежние грехи наши, или предохраняет нас на будущее время от тех грехов, в которые бы мы имели впасть (Златоуст, Максим Грек).

18 Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.

Почему Бог наказывает? – Потому что любит, ибо сказано: егоже бо любит Господь, наказует (Евр. 12, 6), чтобы исправить злонравный образ мыслей и действий (Дидим, Евсевий).

19 Отверзите мне врата правды: вшед вня исповемся Господеви.

20 Сия врата Господня, праведнии внидут в ня.

Врата правды – это заповеди Господни. Грехами эти врата закрываются, а отверзаются искренним сознанием грехов и смиренным покаянием. Врата правды называются вратами Господними, чрез которые праведники восходят ко Господу так же покаянием. Святой Давид, согрешивши, каялся, исповедовался Богу и благодарил Его за то, что его, согрешившего, смерти же не предаде. Мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому мужу, но, будучи наказуеми за грехи, ропщем на Бога и людей, обвиняя всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние о своей греховной жизни. Врата Господня – это чистота сердца, ведущая к лицезрению Господа, ибо: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8) (Амвросий Оптинск., Афанасий).

21 Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение.

Не только услышал, но наперед наказал; поэтому и благодарит Бога за то, что наказан – вследствие чего и был услышан. У Пророка часто высказывается такого рода благодарность, и она – есть лучшая жертва и приношение (Златоуст).

22 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла:

23 От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших.

Эти слова относятся ко Христу, как и Сам Он в Евангелии приводит их: несте ли чли: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла (Мф. 21, 42). А что это пророчество не находится в связи с повествованием – это не удивительно; потому что ему надлежало быть прикровенным до времени, чтобы не были истреблены и самые книги иудеями, как врагами Христа. Камень – Христос, зиждущии – архиереи, книжники и учителя иудейские, как поставленные от Бога для назидания народа на основании закона. Отвергнутый и уничиженный иудеями Христос сей бысть во главу угла, т.е. соединил с Собою два народа: уверовавших иудеев и язычников и соделался Главою Церкви, и это воистину есть дивно во очесех наших (Златоуст, Феодорит).

24 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Какой же это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый Камень сделался главою угла? – т.е. день воскресения Спасителя. Хотя и всякий день есть Господень, но сей день – преимущественно сотворен благим Богом: в сей день и вначале сотворил Бог свет и он же, будучи почтен воскресением нашего Спасителя, озарился лучами Солнца Правды – Иисуса Христа. Притом и Создатель света назвал его днем, не сотворив ничего другого в этот день (Афанасий, Феодорит).

25 О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же!

26 Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня.

В этих словах пророчество о Христе; потому что Христос пришел во имя Господне, то есть под именем Божиим: пришел от Бога будучи Богом. В этом же пророчестве находится и осанна, т. к. слово спаси же в еврейской Псалтири выражено: осанна. В этих словах показано к Кому относились песнопения иерусалимских отроков (см. Мф. 21, 15). Хорошо сказано: грядый, а не Пришедший; ибо Он всегда приходит и является человеческому роду (хотя и не во плоти), без движения и перехождения (так как наполняет Собою небо и землю), когда мы расположением своей души приближаемся к Нему; особенно же является Он нам в таинстве святого Причащения. Слово это указывает и на Второе пришествие Христово. Благословихом вы, из дому Господня. Это говорят пророки уверовавшим во Христа: блаженными назовем вас за то, что вы стали домом духовным и в вас обитает Господь (Афанасий, Феодорит, Феофан).

27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых.

Бог Господь – Кто Он? Господь Бог воинств. Бог приходит спасти человека Своими страданиями. И то, чем Он соделался – страдало; а то, чем Он был – спасло нас. Ибо просто человек не мог спасти, а Бог только в одном Своем естестве не мог страдать. Поэтому Он, Еммануил, пребывая Богом, соделался и Человеком. Бог Господь явился всем людям посредством вочеловечения. Здесь вместо будущего времени сказано в прошедшем по свойству пророчеств, в которых будущие употребляются в виде прошедших. Следующими словами Пророк побуждает христиан совершать праздник жертвами духовными, которые во учащающих, т.е. в своем множестве покрывают таинственный душевный жертвенник (Прокл, Феодорит).

28 Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе: Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение.

Эти слова надлежит возглашать Спасителю Христу. Даже и без благодеяний Божиих должно благодарить Бога и прославлять Творца ради величия Его и неизреченной славы (Златоуст, Феодорит).

29 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Тем же стихом, которым начат этот псалом, он и окончен. И к чему побуждает народ вначале, к тому же побуждает и в конце, т.е. к исповеданию пред Господем грехов своих и к благодарственному прославлению Его за долготерпение, потому что Он благ к исповедающимся, и милость Его неизменна к приносящим признательное покаяние (Златоуст, Дидим, Исихий).


4228911917236262.html
4228939810403531.html
    PR.RU™