Стилеобразующие средства радиожурналистики

Число выразительных средств может меняться по выбору самого журналиста. Именно с их помощью формируются стиль программы, индивидуальные особенности манеры журналистского изложения материала, ритм рассказа и т.д.

Реверберация– с помощью пульта управления процессом звукозаписи журналист может придать звучанию голоса или записи события дополнительную объемность, эффект «эха». Этот прием часто используется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа, на какой-либо фразе журналиста или звуковой детали события.

Подобного эффекта, но уже совсем в другой звуковой атмосфере, создавая ощущение радости и счастья, добился известный журналист А. Ермилов в репортаже из ЗАГСа, где через ревербератор были пропущены звон обручальных колец на подносике у регистратора ЗАГСа и фраза невесты: «Понимаете, я не могу без него жить...»

Прием «буратино»как выразительное средство был открыт выдающимся режиссером отечественного радио Розой Иоффе. Она установила, что убыстрение или замедление хода магнитофонной пленки может из «технического брака» превратиться в сильнейший художественный прием, который и был реализован при записи детского радиоспектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (отсюда и название этого приема). С его помощью были созданы и обаятельная скороговорка маленького деревянного человечка, и грубые вопли и стоны Карабаса, и звонкие голоса кукольных артистов, и дуэты, и квартеты, и шум толпы, и еще многое, многое другое. А все это был голос одного актера.

Звуковая мизансцена– положение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма (скажем, от мотора трактора или автомобиля и т.д.), создавая эффект присутствия на событии в самом общем представлении.

Голосовой грим– одно из выразительных средств радиожурналистики, заимствованное ею из арсенала радиотеатра. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Так, например, репортаж об автомобильных гонках может быть разным. Можно вести репортаж, удобно устроившись в кресле комментаторской кабины и ровным спокойным голосом объясняя слушателям, что происходит на дорожке, почему тот или иной гонщик допустил ошибку и т.д. и т.п. А можно и самому как бы оказаться в одной из этих машин, бешено рвущихся к финишу и каждую секунду бросающих водителей на грань катастрофы, на грань жизни и смерти.

6. Понятие о жанре в радиожурналистике. Информационная заметка на радио, особенности её структуры.



Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются:

Ø потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение;

Ø функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

Ø единым типом творчества – публицистическим;

Ø функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием.

Заметка (иногда её называют сообщением) – самый «короткий» жанр электронной журналистики. Задача заметки – сообщить об отдельном событии, факте, поэтому важнейшими требованиями, предъявляемыми к ней, являются оперативность и актуальность. Часто именно соображения оперативности приводят к появлению в эфире заметки, а не репортажа или отчёта. Актуальность для заметки не менее важна. Она определяется общественной значимостью сообщаемой информации.

Заметка может длиться 30-40 с, которых достаточно, чтобы слушатель понял смысл информации, убедился в её действительности, смог послушать звучащий фрагмент события. Хроникальная заметка может быть ещё короче – 10-15 с. Она сообщает предельный минимум информации. Радиозаметка отличается скупостью выразительных средств: здесь могут отсутствовать голоса участников, интершумы и музыка.


4223354225311990.html
4223442479970043.html
    PR.RU™